Friday, June 28, 2019

О жизни и смерти.




КАРУСЕЛЬ
На коней верхом мы сели, За поводья мы взялись, На скрипучей карусели Друг за другом понеслись. Друг за другом, Круг за кругом, День за днем, За годом год. Я уже гляжу с испугом На хохочущий народ. Те же спины, Те же лица… И желанье у меня — Хоть бы замертво свалиться С деревянного коня.
ЭЛЕГИЯ
За годом год и день за днем, Без бога в сердце или с богом, Мы все безропотно идем По предначертанным дорогам. И тихо, исподволь, не вдруг — За этим уследить не в силах — Все уже делается круг Единомышленников милых. Одни, — числа им нынче нет, — Живут вполне благополучно, Порывы юношеских лет Давно расторговав поштучно. Другие, потерпев урон Из-за незнанья здешних правил, Шагнули в лодку — и Харон Их через реку переправил. И невдали от той реки. Я тоже начал понемногу Жечь письма, рвать черновики, Сбираться в дальнюю дорогу.
Эпиграф из Владимира Лифшица и его мистификации – британского поэта Клиффорда, погибшего в первую Мировую войну. Якобы переводы.
Есть жизнь и жизнь. В первом случае - это цикл бытия, данный нам Всевышним. От рождения до смерти. Во втором.

Аллегория на нашу в поколениях жизнь в том прошлом. Есть карусель как карусель. А есть - другая  Карусель, не как та во Флоренции по дороге к Санта Мария дель Фьоре – ещё одна краска Флоренции, а символ безысходности тамошнего прошлого бытия. Ты сделал первые шаги и далее от тебя ничего то и не зависит. Крутишься на той или иной карусели и не соскочить с неё никуда и не позволят. Кто? Да найдётся кому. Ну если повезёт, то найдёшь лошадку – комфортную нишу, и докружишься без приключений до полной остановки. Ну последнее зависит от обстоятельств времени и эпох кружения. А последние часто сбрасывают седоков до времени, до срока. И, если тебе не повезло родиться в своё время и прожить  свой век, как дал всевышний, то ты на карусели и это только игра случая и  сколько ты ещё будешь на ней или упадёшь с неё. И если тебя сразу добили (не важно кто-то считай, что тебе повезло, а могут и промариновать. И будет больно и страшно, и смерть будет желанным исходом. Можно стараться не замечать, что ты на такой карусели и думать, что падают другие, тебя это минует. Так было после переворота нацисткой русско – советской Московии с 1917-го до 1953-го года. Кому то повезло как моим родителям, и они остались на свободной территории в Румынии. И не знали прелестей советского нацизма до 1940-го, но дальше время их посадило на эту проклятую карусель. Со всеми осознанными и подспудными ужасами до 1953-го года. Смертельными ужасами. Далее, была карусель уже травоядная относительно и надо было как Новодворская свалиться с деревянного коня. В основном  можно было вполне безопасно прожить свой убогий век. Но выходить сильно за ограду, а если ниша найдётся, то замечательно. Вообще то карусель там была двух уровневая. Один низкий, другой высокий. И они не пересекались. На нижнем круге можно было относительно оставаться собой, а на старшем там была власть дьявола и надо было отдать ему душу, чтобы приблизиться к нему и получить толику его власти. До 1953 – го года и ниша не спасала. Можно вспомнить повесть Лидии Чуковской "Софья Петровна" и Госстрах который висит над всеми. Почему и чего надо бояться никто не может сказать, но страх обволакивает и для этого множество поводов. И поэтому лучше на него явно не реагировать. Вот что такое была тогда крайняя его форма – государственный ужас. Отсюда и пропагандистское веселье советского кино. И иллюзия спасения -  перебраться на более высокий уровень карусели. И это иллюзия. Вспомните судьбу, так называемых, старых большевиков. Их конечно не жаль совершенно. Они казались небожителями и крови на их руках по достижении власти было немерено. Но они были пауками в банке карусели верхнего уровня. С иллюзией бессмертия.
Мне вспомнился один рассказ который я услышал по радио в самом начале перестройки. Это несколько иной образ карусели, но несколько по форме. Как образ неосознанного ужаса! При этом наименование источника ужаса в сознании подавляется. Представьте!
Город. Глубокая ночь. Квартира в доме с квартирами сотами. Спит человек. Тишина спального района. Почти абсолютная. Человек СПИТ! И внезапно просыпается и это не зов природы. Пишу для умных без сносок и подсказок. Я о последнем образе. Простите не удержался. Просыпается от неясного импульса, который трудно явно обозначить. Это ещё не страх, но его предвестие. Тишина ещё практически кладбищенская, но мёртвые с косами ещё не стоят. И одновременно неосознанное всё более усиливающееся чувство тревоги. И вот возникает гул как перед землетрясением. Ещё не трясёт, но уже жутковато. Я хорошо помню это ощущение перед землетрясением по своему опыту в Кишиневе. И вот тишина нарушается таким низким звуком словно издали. Не понятно, что это за звук, но уже жутковато. Как титр для глухих к страшному фильму: "Звучит тревожная музыка". За гулом всё вокруг начинает дрожать будто земля содрогается под шагами великана и это уже не образ, а реальность. Становится жутковато, но пока неосознанно. И вот угроза визуализируется Это нечто огромное и почти бесформенное. Похожее на великанов из фэнтази. Люди рядом с ним кажутся муравьями по сравнению с человеком. Они разбегаются от него. А кто не успевает оказывается раздавленным.
Но некоторые пытаются взобраться на его ноги. Они уже облеплены взобравшимися которые пытаются столкнуть пытающихся так спастись. Что это, кто это? Ну конечно это образ того государства, с той идеологией в которой жили наши родители и мы. И которое там пытаются возродить теперь. Причина, по которой оно давит живущих в нем не понятна, а поэтому не понятен и страх живущих в нём. И остаётся иллюзия – заберёшься выше и ты в большей безопасности. Но на другой круг карусели. Возвращаюсь к исходному образу нашего прошлого бытия.
А сейчас коротко заключение. И ключевое слово – ностальгия по этой карусели. Кажется, уже повезло соскочить с неё за пределы её подальше. Туда где можно жить, практически не оглядываясь на государство. Где оно существует в самых необходимых дозах не более того. Полиция, армия, юстиция. Естественно по согласованию с гражданским обществом если оно есть. Но если вы законопослушный гражданин, то вы минимально пересекаетесь с государством. Казалось бы, комфортная и устроенная жизнь. Но при этом люди, соскочившие с той русской – советской карусели ностальгируют по тому убожеству в, котором они и их родители поколениями жили. Я прекрасно понимаю ностальгию по молодости со всеми её радостями. Но тоскуют по убогости бытия и ложной "духовности и величию" того прошлого. Этого в здравом уме и полной памяти понять невозможно. А вы что думаете ?

No comments: