Дон Кихот
– символ. Но чего? Благородства, погони за иллюзиями как бег за электрическим
зайцем, жизни, где всё видится с точностью наоборот? И это искренне. И
разочарование в иллюзиях кончается смертью, но не отрезвлением. Так закончил
дон Кихот довольно быстрым угасанием. И его антипод Санчо Пансо вытаскивает его
после всех передряг. Он добрый и благоразумный и пожалуйста не надо штампов ни
к тому, ни к другому.
Я прочёл
и перечитывал Дон Кихота много лет назад, ещё в школе и затем «Дети донкихота»,
был такой фильм, который выделялся на фоне советской муры человечностью. Это
позже я научился не читать предисловий и послесловий, где некто не понятный
субъект начинал мне объяснять, как я должен понимать этот текст. Так и с Дон
Кихотом. Всё просто. Рыцарские романы устарели и описывал ложную романтику. Дон
Кихот читал их слишком серьёзно. Ну и исполнился решимости исполнить в них описанное.
Стоит пересказывать содержание романа? Конечно нет. Во, первых, он очень
длинный и только короткий пересказ не даст дойти до сути.
Поэтому о
эпизодах, которые вспоминаются как наиболее поучительные. Навскидку, история с
освобождением каторжников. Что там привиделось ему? Какая ассоциация возникла
из прочитанных романов у него возникла? Но в каторжниках он увидел страдальцев
потенциально невинных. Он просит у стражников расспросить их о причине отправки
их на каторгу. Стражникам скучно, и они позволяют ему,
предупреждая, что наврут они с три короба. Так и происходит.
Снял книгу с полки. Обнаружил библиотечный штамп.
Но о предисловии. Оно написано цепным
псом советского режима, создававшего интеллектуально прикрытие кровавого русско
– советского режима. Лишний раз
подтвердилось отвращение тамошним послесловиям и послесловиям. Но перечитать
надо. И понять кто есть, кто. Понять с дистанции более чем сорока лет. С полным отторжением всех штампов. И с
некоторым наложением парадигмы романа на любую современность и сейчас на нашу.
Кто же до Кихот Ломанческий ? Сошедший с ума
фантазёр вышедший из реальностей в мир фантазий? Иначе говоря - шизофреник. Так оно лучше. Опаснее что фантазёр
стремящийся "улучшить" окружающий мир в соответствии со своими
фантазиями любой ценой. В этот период в Европе были прецеденты подобного рода.
Мюнстерская коммуна, Ян Гус, Савонарола, наконец. Да и Реформация церкви была скорее
разрушительной, чем созидательной. Да, забыл о Нечаеве и его Кахитезисе
Революционера как концентрации разрушительной сути теории всеобщего блага. Так
кто такой в этом понимании дон Кихот? Безусловно безумец и слава Всевышнему не
обладающий ресурсами осуществить свои безумные идеи. Пока он только смешон и
остановить его можно только - имитаций его безумных фантазий. Санчо Пансо в
какой то мере тоже в них втянут, но здравый смысл крестьянина не даёт ему
погрузиться в них целиком. Конечно хочется отвлечься от своего прямого дела
крестьянского, но врождённый здравый смысл удерживает на грани опасного
перехода. Наличие обязательств. Но соблазн … соблазн… и обещание сделать
губернатором срабатывает. Но и отрезвление приходит быстрее … . А вот
отрезвление через шок у Дон Кихота может привести только к преждевременной
смерти. Слава Богу что его фантазии не завели к последствиям опасным для
общества, а разбежавшиеся каторжники будут вовремя пойманы и отправлены на
галеры где им самое место. Как, ветряные мельницы останутся собой и никаких
великанов. Конечно всё должно меняться потихоньку, но шаг за шагом. В стиле
здорового консерватизма. Перо сменило резец древнего писца, когда был пройден
определённый путь.
В заключение замечу что главный урок у Сервантеса,
что благими намерениями прокладывается дорога в Ад. И чем более они декларативно
благи, тем опаснее для общества. Че Гевара устилал путь к всеобщему счастью
трупам. Уверен, что одним из толчков к его безумным идеям был Дон Кихот с его ветряными
мельницами.
No comments:
Post a Comment